Об изменениях в законодательстве для предпринимателей в 2016 году

18 января 2016

В наступившем году бизнесу придётся освоить новые правила игры. Вступающие в силу поправки к законодательству касаются налогов и пенсионных взносов, упрощенной системы налогообложения, регистрации юридических лиц и заемного труда.

Эксперты уже сейчас говорят о потенциально возможных трудностях и усложнении процедур ведения отчетности.

К примеру, изменения в налоговом кодексе касаются перехода на ежеквартальную отчетность по НДФЛ, которую ранее составляли раз в год. При этом норма численности штатных сотрудников, допускающая подачу отчета в бумажном виде, увеличена с 10 до 25 человек. Предоставляемые в электронном виде данные будут максимально точно сверяться, в том числе и путем перекрестных проверок разных форм отчетности. На предоставление пояснений предпринимателям дают лишь 10 дней.

Ежеквартальная отчетность в ПФР станет ежемесячной – соответствующий закон уже направлен на согласование президенту. До 10 мая подотчетным лицам придется освоить новую форму отчетности, отправить которую намного сложнее, чем формы по налогам.

Нетрудно понять, что автоматизация в сфере отчетности сделает работу налоговой службы по начислению пени и штрафов эффективнее в разы. Экономическая и налоговая нагрузка на предприятия усилится, что приведет к увеличению затрат на работу бухгалтерии и внедрение нового ПО.

Существенное увеличение штрафов за статистическую отчетность

В России существует более 300 федеральных статистических форм отчетности. Они касаются финансовой информации, численности штата, зарплаты и дополнительного образования сотрудников. Не удивительно, что даже опытные бухгалтера относятся к изменениям в данной сфере с большой опаской.

Однако в наступившем году мотивация к формированию статотчетов станет более весомой! Штрафные санкции за непредставление соответствующих форм и разного рода ошибки увеличены в десятки раз. Не поможет даже обращение в суд – уменьшить штраф получится лишь до 30 тыс. руб., а это в 6 раз больше, чем было ранее. Издержки весомы, и все они лягут на плечи малого бизнеса.

Запрет аутстаффинга

Дополнительный рост затрат в секторе малых предприятий будет связан с запретом использования заемного труда. Новые требования к частным агентствам занятости во многом станут непреодолимыми для мелких игроков рынка, ведь возможность использования специальных режимов налогообложения (ЕНВД, УСН) будет исключена. Себестоимость услуг по предоставлению персонала значительно возрастет, поэтому малый бизнес вынужден будет либо покинуть рынок, либо слиться с более крупным субъектом деятельности.
К тому же усложняется и процедура регистрации юридических лиц. Экономический кризис может спровоцировать возврат к забытым многими временам, когда регистрация компании была сложнейшим процессом, несущим риск уголовной ответственности.

О моратории на проверки малых предприятий

Теоретически субъекты малого бизнеса, не нарушавшие законодательство в последние три года, могут забыть о плановых проверках до конца 2018 года. Однако есть ряд исключений для сферы здравоохранения, образования, тепло- и энергоснабжения. К тому же, никто не отменял внеплановых и камеральных проверок. Остаются также:

  • налоговые и доследственные проверки;
  • действия, осуществляемые в рамках борьбы с коррупцией;
  • проверки обеспечения надлежащей защиты государственной тайны;
  • мероприятия экологического надзора.

Таким образом, заметного послабления в 2016 году предпринимателям ожидать не стоит.

Допустимость изменений ставки УСН с объектом «Доходы» в регионах

Местным властям дано право изменять ставку предпринимательского налога по упрощенной системе с 6% до 1%. Станут возможными также налоговые каникулы для:

  • ИП, зарегистрировавшихся после 1 января и планирующих оказание услуг в производственной деятельности, научной, социальной и бытовой сферах;
  • крымских и севастопольских предпринимателей на УСН при условии принятия соответствующего решения местными властями.

Впрочем, нововведение может оказаться достаточно выгодным для:

  • предпринимателей, не нанимающих работников;
  • ООО и ИП, чьи расходы сложно признать либо нельзя оформить документально;
  • ООО и ИП, имеющие большую нагрузку по отчетности в режиме «доходы за вычетом расходов».

Главное – попасть в соответствующую категорию, а решение в данном случае зависит только от регионов.

Плюсы и минусы нового законодательства для предпринимателей

Как большой плюс стоит отметить сокращение налогооблагаемой базы для предпринимателей на УСН. В новом году НДС можно не включать в свои доходы, увеличивая налогооблагаемую базу. Достаточно просто перечислить его в бюджет. Ничего не изменится лишь для предпринимателей, работающих по принципу «доходы минус расходы».

Кроме того, повышен порог ежемесячных отчислений налога на прибыль. Теперь его будут платить компании, чья выручка не превышала 15 млн. руб. в каждом из четырех последних кварталов.

Анализ общих тенденций и необходимость автоматизации бизнес-процессов

Итак, законодательная и экономическая нагрузка имеют стойкую тенденцию к усилению. В этой связи на первый план выходит вопрос автоматизации бизнес-процессов, в том числе – в торговле. Без оптимизации процедур внутреннего учета уже не обойтись.

Те бизнесмены, которые идут в ногу со временем и правильно оценивают потенциально возможные риски, перешли на новые автоматизированные системы торговли заранее. Это позволило вовремя наладить работу кассового и торгового оборудования, улучшить товарооборот и, соответственно, увеличить объем получаемой прибыли.

Однако и тем, кто не успел включиться в процесс технического обновления, не стоит отчаиваться. Нужно искать готовые решения!

Специалисты MasterHold.ru постоянно следят за всеми изменениями в законодательстве, касающимися тем или иным образом оборудования для осуществления торговли и оказания услуг. Клиенты компании могут быть уверены в качестве технического оборудования и его соответствии действующему законодательству. Именно поэтому нас выбирают для комплексной автоматизации торговли!